King Tubby - Король Даба

 
 

King Tubby - Король Даба




King Tubby - Король Даба



"По количеству музыкальных стилей, на которые оказала влияние деятельность этого человека, его можно сравнить разве что с Элвисом Пресли."
-- Поль Диков --


Незадолго до того, как подошел срок окончания мною колледжа, я внезапно обнаружил, что мои музыкальные вкусы пустили привольные побеги во множестве самых различных направлений. Я слушал все что угодно - экспериментальный рок-н-ролл, старый панк, хип-хоп, техно и даже свежий драм-н-бас. Не то чтобы это меня смущало или казалось ненормальным - просто мне захотелось найти нечто такое, что позволило бы объединить всю эту музыку под одной крышей.

Сразу же, как только я оказался в Портленде, я посетил несколько музыкальных магазинов. В одном из них (Second Avenue Records) мое внимание привлек отдел с музыкой реггей. Достаточно было только взглянуть на обложки переизданных лонгплеев "Короля" Табби (а таких переизданий существуют сотни, если не тысячи) - и я понял, что в моей жизни появилось нечто новое. Мне неоднократно приходилось слушать традиционный реггей, и я даже могу похвастаться знанием таких лейблов как On-U Sound, но... Я НИКОГДА НЕ СЛЫШАЛ СТАРОГО ДАБА.

Великий "Король" Табби (также известный как Осборн Раддок - Osborne Ruddock) начал свои музыкальные эксперименты в конце 60-х годов. Он не был музыкантом в общепринятом понимании этого слова, так как не играл всерьез ни на одном инструменте. Табби был звукорежиссером. Ямайские апокрифы утверждают, что тамошние диджеи постоянно искали новые способы бесконечно ставить одну и ту же мелодию так, чтобы она не надоедала танцующим на протяжении всей вечеринки. Табби пошел дальше - он начал делать свою музыку после записи, на этапе обработки фонограммы.

То, что сейчас издают как "записи Короля Табби" - это сделанные им записи его друзей-музыкантов - например, таких как группа Aggrovators. Группа играла какую-нибудь песню, а Табби записывал ее и потом (а чаще - сразу же) заново микшировал, превращая в совершенно новую композицию. Некоторые характерные приемы Табби со временем стали типичными признаками стиля "даб" вообще - это, в частности, высоко поднятые по уровню ударные и бас и случайные вкрапления мелодий. Табби "играл" на микшерном пульте - управляя уровнем инструментов, внезапно добавляя эхо и другие эффекты или заставляя вдруг всю группу звучать так, как будто она выступает в подводной филармонии с примитивным ревербератором.

На мой взгляд, самый интересный период в творчестве "Короля" Табби начался в 70-х. К этому времени у него уже появился определенный опыт и оборудование, и в то же время звук все еще оставался "звуком 60-х" - ленточные задержки, пружинные ревербераторы, аналоговая компрессия и тому подобные "вкусности". Замечу, что изобретениями Табби широко пользуются самые разные группы и музыканты. Как я уже намекал в самом начале, именно даб стал для меня тем элементом, который объединил всю мою самую любимую музыку. В самом деле - все, что я слушаю, содержит в себе характерные дабовые элементы пост-обработки и сведения. Например, мои любимые панки - Pere Ubu, The Pop Group, The Ex и Grass - широко применяют редактирование фонограмм и внезапные эффекты (например, эхо), которые мгновенно повергают слушателей в шок. Те же элементы содержатся и в музыке экспериментальных групп новой волны - например, Flying Lizards.

Однако роль Табби в современной музыке не ограничивается только лишь некоторым влиянием на рок-н-ролл. Значительно важнее, на мой взгляд, влияние изобретенной им концепции "музыканта-процессора" на хип-хоп и другую электронную музыку. Многие хип-хоповые вещи не только имеют характерный дабовый звук (с высоко поднятыми по уровню басами и ударными), но и записываются так, чтобы диджеи могли на лету обрабатывать их при воспроизведении. Не случайно говорят, что диджеи "играют" - в сущности, дабовый звукорежиссер со своими лентами и процессорами вполне аналогичен хип-хоповому диджею с его пластинками и пультом.

С некоторых пор мне кажется, что даб содержится во всех записях, которые я покупаю. Многие экспериментальные рок-н-ролльные группы широко используют эффекты (эхо, реверберацию, затухание и т.п.) и пост-обработку своих записей. Многие электронные группы переигрывают (в несколько замедленном и утяжеленном ритме) популярные хиты реггей и даба. И во всем этом чувствуется влияние "Короля" Табби. Всю свою жизнь он собирал оборудование и "вживую" сводил выступления реггей-групп. С конца 70-х, когда панк признал в реггей ту же "музыку свободы" и породнился с ней, Англия (а за ней и весь мир) во многом идет по его стопам. Слушая Короля Табби, я понимаю, почему больше половины моих компактов - ремиксы.

Может показаться, что я преувеличиваю роль Табби. Проверьте сами. Если вам нравится звенящий звук пружинного ревербератора и магический ритм реггей - отправляйтесь в магазин и купите себе немного записей Табби. Ручаюсь, что вам понравится...

Рекомендовано к прослушиванию:

"Старая школа":
Linton Kwesi Johnson LKJ in Dub
Dennis Bovell Dub of Ages
Burning Spear Garvey's Ghost
Culture Culture In Dub
Clint Eastwood and General Saint Two Bad D.J.
Revolutionaries
Prince Far I
Augustus Pablo
Mickey Dread
Lee 'Scratch' Perry
Yabby You
Michael Smith
Prince Jammy
UB40

Современный даб
African Head Charge In Pursuit of Shashamane Land (On-U Sound)
Massive Attack vs. Mad Professor No Protection (Wild Bunch)
Black Uhuru Dub Factor
Macro Dub Infection (Caroline)
Scientist Dub Science

Рок-н-ролл, сыграный под влиянияем даба:
The Clash (а кто же еще?)
XTC Explode Together and Mr. (Andy) Patridge Take Away
The Slits Cut
The Pop Group Y
Public Image Limited Second Edition
Pere Ubu Dub Housing
Flying Lizards Flying Lizards
Beats International (эти ребята записали специальное посвящение "Королю" Табби)
Liquid Liquid
Painkiller
Tortoise

Электронные группы с дабовым звучанием:
Mouse on Mars
Squarepusher (местами)
Seefeel (вообще беспредел)
Audio Active

Опубликовано в Perfect Sound Forever (http://www.furious.com/perfect)
Перевод Andrey Ganin (http://www.proaudio.kiev.ua)


Создан 19 июн 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником